Микроэкономика: практический подход

  • 03.10.2005

Учебник / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2004. – 672 с.
Конспект показавшегося интересным

4 подхода к анализу фирмы:

  1. Фирма является коммерческой, т.е. ориентированной на получение прибыли, организацией. С такой точки зрения она может быть охарактеризована знакомым нам определением: фирма - это организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров и (или) услуг с целью получения прибыли.
  2. Фирма является коллективом работников, организационно способным решать поставленные перед ним задачи. С этой позиции фирма выступает как система рутин и их носителей, сообразно складывающейся ситуации преобразующая целевые установки компании в конкретные действия отдельных работников и целых подразделений.
  3. Фирма является ассоциацией независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели. С этой точки зрения фирма может рассматриваться как компромисс интересов всех ее участников от собственников и высших менеджеров вплоть до рядовых работников.
  4. Фирма является жизнеспособным рыночным институтом. В данном отношении фирма проявляет себя как система контрактов, обеспечивающая минимизацию трансакционных издержек, т.е. как форма ведения бизнеса, наиболее приспособленная  к рыночным условиям.

Применительно к п.4 возможна оценка что же выгодней для фирмы: выполнять функцию самой или же отдать ее на аутсорсинг - где будут ниже трансакционные издержки. Общий принцип: специфические активы должны быть внутри фирмы, универсальные - приобретаться на рынке. Почему специфичные:

  1. специфичность местоположения
  2. специфичность физических активов (уникальность оборудования)
  3. специфичность человеческих активов
  4. специфичность целевых активов (торговые знаки)

Выполнение условий контракта продолжается даже когда это становится невыгодным одной из сторон, а внутри возможно прекращение функции решением руководства.

С увеличением размеров фирмы тем не менее возрастают внутренние трансакционные издержки. Также искажается информация при передаче ее между людьми.

Мультидивизиональная и унитарные структуры фирмы.

Трансакция - перемещение экономического блага или прав на него от одного лица к другому.

Расписана классификация трансакционных издержек.